Фудтех сегодня
По оценке Pitchbook, сервисы и технологии «вокруг еды» привлекают инвестиции свыше 1 миллиарда долларов ежегодно. Российский фудтех растет на 20-30% ежегодно. Объем этого рынка уже составляет $1,4 млрд, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы рост остановился. Наоборот, ожидается приход крупных игроков, которые будут активно развивать отрасль.
Фудтех охватывает различные направления, например:
Производство. При помощи передовых технологий получают натуральные заменители мяса, создают сладкие продукты без сахара, разрабатывают инновационные способы выращивания овощей и растений. У потребителей популярны направления 3D-печати блюд или приготовление еды в специальных автоматах с выбором ингредиентов.
Упаковка. Разработка высокотехнологичных решений для упаковки и хранения пищи, которые сохраняют ее свойства и безопасны для окружающей среды
Вектор развития здесь задают экологические проблемы, связанные с переработкой пластиковых отходов: важно создавать дешевые биоразлагаемые альтернативы.
«Умные» устройства. «Умные» печи, мультиварки, термокружки и интеллектуальные бытовые устройства для кухни — все это тоже фудтех
Они упрощают готовку, тем самым экономя время.
Контроль качества. Успешно развиваются проекты по автоматизации фермерских хозяйств, разрабатываются приборы для определения состава продуктов и «умные» этикетки, с помощью которых пользователь получает всю информацию о них в реальном времени. Здесь часто применяются технологии блокчейн: например, для отслеживания данных о еде — где произвели ее компоненты, в каких условиях хранили и так далее.
Рекомендательные сервисы. У потребителей формируется запрос на подбор продуктов с учетом их диеты и способов питания. Популярны приложения для выбора вина, порталы видеорецептов, сервисы по составлению индивидуального рациона и питания и тому подобные проекты.
Доставка еды. Наиболее развитый сегмент фудтеха. Сегодня здесь представлены все новейшие технологии — от мобильных приложений заказа еды из ресторанов домой или в офис до доставки еды с помощью роботов.
Когда мы говорим «фудтех», то зачастую подразумеваем «доставка». Это действительно справедливо для отечественного рынка: доставка готовых блюд из ресторанов — самый массовый и крупный сегмент. Также у нас развиваются сервисы доставки продуктов из супермаркетов, так называемые online grocery — продуктовые магазины онлайн. Пока объем этого сегмента оценивается в $400 млн, но к 2021 году достигнет $3,1 млрд.
Сервис, который доставляет
Среди известных и коммерчески успешных игроков в российском фудтехе можно выделить:
-
Delivery Club;
-
Яндекс.Еда;
-
ZakaZaka;
-
Grow Food;
-
iGooods;
-
Партия Еды;
-
Шефмаркет;
-
Утконос;
-
Инстамарт.
Перечисленные компании доставляют еду и продукты своих партнеров: ресторанов, супермаркетов. Но проникновение технологий в сферу общественного питания не ограничивается только фудтех-стартапами. Если заведения общественного питания хотят удовлетворить потребностям своих клиентов и удержать их, им стоит задуматься о создании собственного сервиса доставки.
Во многих российских городах-миллионерах рестораны предлагают клиентам заказать блюда на дом. За рубежом ведущие сети пиццерий делают 70% оборота при помощи онлайн-заказов на доставку. Некоторые заведения и вовсе работают по модели dark kitchen: еда только на вынос.
В России один из самых ярких примеров — это «Додо Пицца». Удачное фудтех-решение стало их узнаваемой «фишкой», а доставка выстроена максимально дружелюбно к потребителю. В режиме реального времени через веб-камеру клиент может видеть, как готовится и собирается его заказ на кухне пиццерии. Компания разработала собственную информационную систему автоматизации производства Dodo IS.
«Три кита» успешного фудтех-сервиса: удобство для клиента, своевременная обработка обратной связи, удобные и эффективные управленческие решения.